В последние годы автоматические коробки переключения передач (АКПП) уверенно перешли из разряда элементов роскоши в набор обязательных требований, предъявляемых к автомобилю. Даже на бюджетных моделях наличие АКПП уже никого не удивляет. Тем не менее, коробка – автомат остается достаточно сложным техническим устройством. Поэтому вопросов по их эксплуатации, особенно у тех, кто только начинает их осваивать, меньше не становится. В этой статье постараемся разобраться с теми из них, которые встречаются чаще всего.
1. Можно ли переключать селектор АКПП во время движения?
Переключать можно, но только в положения связанные с прямолинейным движением. Например, из положения «D» - драйв, можно перейти в спортивный режим - «S». Но, категорически запрещено во время движения включать режим паркинга «Р» или заднего хода «R», это может привести к серьезной поломке коробки и дорогостоящему ремонту. Так же не рекомендуется переводить селектор в нейтральное положение «N». В таком случае разрывается связь между мотором и колесами и при торможении автомобиль может потерять управление.
2. Нужно ли переводить АКПП в нейтральное положение - «N», во время остановки на светофоре?
Производители делать этого не рекомендуют. В нейтральном положении в АКПП задействованы практически все механизмы, что вызывает их ускоренный износ. Кроме того, частые переключения не благоприятно отражаются на долговечности «автомата». Так что использовать нейтральное положение можно только во время длительного стояния в пробках, чтобы предотвратить перегрев масла в АКПП.
3. Ставить ли автомобиль на «ручник», если АКПП имеет режим «Р» - паркинг?
Жестких требований по использованию стояночного тормоза со стороны производителей нет. И если автомобиль находится на ровной площадке, вполне достаточно просто перевести селектор АКПП в положение «Р». А вот при наличии даже небольшого уклона, лучше использовать и ручной тормоз. Причем порядок действий должен быть таким: после остановки затягиваем «ручник», а уже затем переводим селектор коробки в «Р».
Требуется – ли прогревать коробку – автомат?
АКПП такой же механизм, как и двигатель, в котором много трущихся и вращающихся деталей, которым нужна смазка. Поэтому после длительной стоянки АКПП нелишним будет прогревать. Для этого достаточно последовательно переместить селектор коробки в каждое из имеющихся положений, задерживаясь на 3 – 4 секунды. После этого можно начинать движение, но первые 10 -20 км желательно избегать интенсивных разгонов и больших нагрузок.
5. Как правильно трогаться на автомобиле с АКПП?
После небольшого прогрева, нажимаем на тормоз и селектор АКПП переводим в положение «D». Затем отпускаем тормоз и переносим ногу на акселератор. Плавно нажимая «газ» и начинаем разгон. Коробка сама будет переключать передачи в зависимости от числа оборотов двигателя и нагрузки.
6. Можно – ли тащить на буксире автомобиль с АКПП?
Для разных типов АКПП в данном случае установлены свои ограничения. На большинстве разрешена буксировка на скорости не более 40 км/час и на расстояние не более 20 км. Но есть отдельные типы АКПП, для которых буксировка категорически запрещена. Дело в том, что система смазки на «автоматах» работает принудительно, а масляное голодание для неё смерти подобно. Поэтому лучше не рисковать и вызвать эвакуатор. В случае крайней необходимости соблюдайте приведенные выше рекомендации. Кроме того буксировку необходимо осуществлять только с работающим двигателем автомобиля, а селектор АКПП перевести в положение «N».